Навязчивая реклама
Раздражающий фактор - это ее единственная функция? Для большинства потребителей рекламы -
безусловно. Но для начала стоит разграничить способы рекламы по
категориям. Будем считать, что к навязываемой можно отнести те виды
рекламного воздействия, которые никто не запрашивал (проведем
аналогию с пресловутым спамом: "Здравствуйте, я ваша тетя!" :)) В
другой категории пусть находятся те способы рекламы, которые, пусть
и играют роль раздражающего фактора, но не являются обязательными
для потребления: не хочешь, так сказать, - не бери. Представители
первой категории приходят килограммами к нам в почтовый ящик,
попадают в руки в виде брошюр, листовок и календарей. Их вкладывают
в наши любимые журналы, принесенные в офис, в качестве бесплатного
приложения подбрасывают с купленным товаром или услугой, могут
закинуть в окно автомобиля на заправке и т.п. Вторую категорию
рассматривать подробно не будем, поскольку существует мнение, что
проще выключить телевизор, если реклама раздражает, не покупать
газету, заведомо зная, что треть ее - рекламные модули, не
зачитываться щитовыми вывесками, если они мешают управлять машиной.
Исследования отдачи от рекламы некоторой фирмой "Х". Известно, что
деятельность фирмы практически прямо пропорционально зависит от
качества и количества рекламы предоставляемых ею услуг. Если учесть,
что целевая реклама использует те площадки, на которых происходит
прямая встреча с непосредственным клиентом фирмы, а нецелевая - то
пространство, где лишь предполагается вероятность столкновения с
таким потребителем, то коэффициент полезного контакта составляет
примерно 25% против 0,001%. В качестве нецелевой рекламы
использовался обсуждаемый её навязчивый вид: почтовые рассылки
листовок. Учитывалось, что этот способ недорог и способен охватить
большой объем аудитории, поэтому процент отдачи ожидался
немаленьким. К тому же, эта аудитория совершенно не отличалась от
потребителей целевой рекламы. Почему же вложения оказались
напрасными, и реакция на листовки практически нулевой? Очевидно, что
все дело в желании и готовности клиента получать рекламу и
использовать ее в своих целях. Т. е., раздражаясь на "макулатурные"
способы рекламы, потребитель просто напросто игнорирует их,
предпочитая купить, например, специализированный журнал с целью
найти там описание услуг и координаты нужной фирмы. Это из
очевидных, подтвержденных цифрами фактов. Остается оценить
предположение о положительном косвенном влиянии навязчивой рекламы
на потребителя. Это явление реально проявится, если будет носить характер
неотъемлемой части непрерывной рекламной кампании. Например, наряду
с другими грамотно организованными мероприятиями, проникая в
сознание потребителя прочно и надолго, и являясь составной частью
брэнда. И еще один вариант, основанный на арифметических расчетах:
пренебрегая негативной реакцией населения на навязчивую рекламу,
можно сделать ставку на этот (см. выше) 0,001 условный процент
отреагировавших положительно. Хотелось бы знать: не затухающий ли
характер будет носить эффект от регулярных вложений в подобного рода
рекламу?... |